Музей Александра Грина в Феодосии открыт 9 июля 1970 года в доме, где писатель Александр Степанович Грин жил в 1924-29 годах. К этому времени в бывшей гриновской квартире сменилось много жильцов и ничто уже не напоминало о том высоком, угрюмом на вид человеке, который жил здесь когда-то и писал свои тревожные и добрые книги о высоких устремлениях человеческой души. Не сохранилось вещей, принадлежавших Грину, не было документов, книг, рукописей - всего того, что составляет ныне основу музея писателя.
Проведена огромная самоотверженная работа: поиски материалов о жизни и творчестве А. С. Грина, уточнение фактов его биографии... И одновременно: ремонт помещения, составление тематико-экспозиционных планов, определение структуры будущего музея, поиски его художественного образа. Образ музея-корабля настолько естественно вытекает из самой сути гриновского творчества, что кажется, будто так было всегда: фонари, канаты, якорь у входа и даже барельеф бригантины, без которого сейчас почти невозможно представить Галерейную улицу. Невдомек сегодняшним посетителям музея, сколько за этим споров, бессонных ночей, радостных открытий, горьких разочарований и самого настоящего подвижничества, без которого никогда не приходит успех. Восторженные слова в книге отзывов, статьи в газетах, множество желающих попасть в музей - все это явилось следствием самозабвенного труда творческих, талантливых, по-настоящему увлеченных Грином людей. Среди подвижников музея одним из первых следует назвать имя Геннадия Ивановича Золотухина. Это человек, который стал душой и сердцем еще не рожденного музея и который сделал максимум возможного (да подчас и невозможного!), чтобы гриновский музей был. Еще задолго до начала работы по созданию музея он стал собирать все издания, все вещи, имеющие хоть какое-то отношение к писателю. Во время своих отпусков объездил много городов с единственной целью: встретиться с гриноведами и местами, где бывал Александр Грин.
Когда в 1966 году было принято официальное решение о создании музея, Г. И. Золотухин стал не только одним из наиболее самоотверженных его энтузиастов, но именно Г. И. Золотухину была поручена эта работа, к которой он привлек опытного музейщика Нелли Федоровну Браницкую. В результате первых научных командировок были обнаружены интересные материалы: гриновские фотографии, рукописи, прижизненные издания произведений писателя. Одна из самых счастливых находок- многотомный энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, принадлежавший писателю, первая книжная покупка Грина в Феодосии. Впоследствии многое из обнаруженного тогда составило основу музейной экспозиции. Создание экспозиции - дело вообще чрезвычайно трудное, стоящее на грани науки и искусства, - в музее Грина приобретало трудность особую. Создание экспозиции - дело вообще чрезвычайно трудное, стоящее на грани науки и искусства, - в музее Грина приобретало трудность особую. Статичность классических музейных форм - стендов, витрин - никак не соответствовала волшебному миру гриновского творчества. Нужно было найти свой, особый способ рассказать людям о Грине с помощью традиционных музейных экспонатов, но при этом превратить их в совершенно необычные предметы. Было перепробовано множество вариантов, отвергнуто множество решений... Уже почти завершилось построение экспозиции, но музей не был открыт. Стало вдруг ясно, что сделанное не отвечает поставленной задаче. Это было совсем не просто - отказаться от почти завершенной работы, чтобы начать новые поиски.
В 1969 году счастливым событием стало привлечение к созданию музея московского художника-архитектора, заслуженного деятеля искусств РСФСР Саввы Григорьевича Бродского, который за несколько лет до этого уже связал свое творчество с миром Александра Грина, сделав замечательные иллюстрации к его произведениям. Предложенный С. Г. Бродским проект художественного оформления музея как в фокусе собрал в себе то, что, казалось, витало в воздухе и не находило выражения. На улице Галерейной появился музей-корабль, где ярко и зримо передан своеобразный характер творчества А. С. Грина, где представлена не только жизнь писателя, но и мир его героев.
Как бы сошедший со страниц гриновских книг, он стал одновременно местом, где люди знакомятся с жизнью писателя и его творчеством. Жизнь писателя и его книги... Неразрывность этих понятий стала непреложным законом для создателей музея А. С. Грина, где рукописи и фотографии писателя перемежаются морскими приборами и старинными картами, где особенно ясно ощущается "тесное единство исписанной страницы и прожитого, перечувствованного писателем дня". Создание экспозиции проходило в обстановке всеобщего энтузиазма и вдохновения, как бы на едином дыхании.
Впоследствии в одном из писем в музей С. Г. Бродский вспомнит о том трудном, напряженном, но очень счастливом времени, когда работали без устали и отдыха, о помощи многочисленных энтузиастов из Феодосии и других мест. И вот настал этот радостный, долгожданный и в то же время немного грустный день... Создатели музея вручали свое детище людям. 9 июля 1970 года стало днем рождения музея Александра Грина. В этот день у дома на улице Галерейной собрались все, кто верит в мечту и романтику, чтобы отправить в путь гриновский музей-корабль и пожелать ему долгого и счастливого плаванья.